You are viewing rock_pacifist

Previous Entry | Next Entry

окна

14 июля Илья Пономарёв опубликовал в блоге концепцию проекта закона о волонтёрах. В комментах ему тут же написали, что этот проект был готов ещё в апреле, а схватились за него только сейчас. Ну, это, в общем-то, не важно, перейдём к сути.

В документе всего 7 страниц, и, по большому счёту, его осилить может каждый, но, поскольку язык там довольно канцеляристский, пройдусь по тому, что мне показалось важным и попробую составить некую выжимку – в чём суть законопроекта. Если вам сразу не терпится узнать в двух словах, что же это за зверь, листайте до подзаголовка «Итоги».


Идея и предмет законопроекта

Основная идея законопроекта, как пишут авторы – «установление системного и полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере деятельности волонтеров (добровольцев)». Авторы считают, что нормативно-правовое регулирование деятельности волонтёров является на сегодня недостаточным.

Предмет законопроекта – общественные отношения в области осуществления деятельности волонтёров по поручению юридических лиц в интересах благополучателей.

Основные понятия законопроекта

Основные понятия, которые для законодательства хотят установить авторы закона:

  1. Волонтёр – физическое лицо в свободное от работы/учёбы время, без оплаты осуществляющих по поручению организатора добровольное выполнение работ в интересах третьих лиц (благополучателей). Каких работ – список длинный и включает в себя, в общем-то, всё, чем вы только можете заняться добровольно. В общем, если вы прогуливаете работу/учёбу – вы уже не очень-то волонтёр, вы нарушитель. А что насчёт поручения организатора, я вообще не понял. Волонтёры могут существовать без организатора, разве не так? А как – выясняется дальше.
  2. Организатор деятельности волонтёров – юридическое лицо, от имени и по поручению которого действует волонтёр, и которое возмещает расходы волонтёра, связанные с выполнением поручения.
  3. Третье лицо – без лишних подробностей: тот, кому помогает волонтёр.

Задачи законопроекта

Авторы выделяют множество задач, которые решает их законопроект. Среди них, опуская дифирамбы насчёт «привлечь внимание общественности к волонтёрству», я обращаю внимание на:

  • Непонятно. Установить единый комплекс принципов деятельности волонтёров – не понимаю, о каких принципах идёт речь.
  • Непонятно. Выстроить единую систему законодательства о волонтерстве, включающую в себя федеральный, региональный и муниципальный уровни – хорошая идея, если, опять же, уточнить, какая система законодательства нужна волонтёрам? Не понимаю.
  • Понятно. Установить меры ответственности должностных лиц органов государственной власти и управления, муниципальных органов за препятствие или противодействие волонтерству – а вот это действительно важная штука, особенно в непростых российских реалиях, где каждый норовит обидеть волонтёра.
  • Непонятно. Установить меры ответственности организаторов деятельности волонтеров, волонтеров за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров, нарушение обязательных требований по безопасности, иных нормативов и правил – с одной стороны, если у нас организатор теперь является юр. лицом, то волонтёр должен залючить с ним договор, но в таком случае я совершенно не согласен с новой постановкой термина «организатор деятельности волонтёров». Какие договоры? Это же волонтёрство!

На кого направлен законопроект

А вот это важный пункт. Потому что он снова вызывает непоняточки. Действие законопроекта направлено на:

  • органы государственной и муниципальной власти, их должностных лиц;
  • негосударственные (немуниципальные) коммерческие организации;
  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • общественные объединения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Как видите, ни слова про конкретного человека, который внезапно захотел стать волонтёром, здесь не сказано.

Суть законопроекта

После долгих и путаных вступлений мы добрались до главного: чего хотят добиться авторы законопроекта.

Будут установлены принципы деятельности волонтёров:

  • добровольность
  • безвозмездность
  • ответственность организатора перед третьими лицами за деятельность волонтёра
  • ответственность организатора перед волонтёром
Также будет установлена необходимость заключения между организатором и волонтером договора в письменной форме. Далее авторы законопроекта предлагают установить форму договора, что в него конкретно будет входить.
Здесь можно сделать паузу и подвести

Промежуточные итоги

Авторы законопроекта хотят, чтобы волонтёр обязательно заключал с организатором волонтёров договор в письменной форме. Это будет договор между физическим и юридическим лицом.

По-прежнему непонятно, можно ли действовать волонтёру самостоятельно, без организатора, но точно понятно, что если волонтёров кто-то организует, то этот кто-то должен быть юридическим лицом, и с ним надо заключить письменный договор в установленной законом форме.

Место будущего закона в системе действующего законодательства

Если сжать юридический язык и вкратце пересказать этот пункт, то данный закон хотят сделать основным законом о волонтёрстве, которому должны будут соответствовать все прочие нормативно-правовые акты, связанные с волонтёрами.

Авторы приводят список из восьми федеральных законов, которые нужно будет изменять в связи с законом «О волонтёрстве». Также нужно будет подправить Гражданский и Налоговый кодексы РФ.

Авторы любезно приводят список ряда нормативных правовых актов, в той или иной степени уже регулирующих волонтёрство.

Многабукаф про современное волонтёрство

Авторы рассказывают, как у нас в последнее время развивается волонтёрское движение и объясняют, зачем нужен закон. Далее цитата, которую для удобства чтения я разделю абзацами и списками.


Активное участие в волонтерстве принимают граждане, НКО, общественные объединения. Деятельность волонтеров стала заметным фактором, влияющим на деятельность системы органов власти и управления и всего общества.

В то же время волонтерство не сложилjсь как целостная система. В законодательстве:

  • не вполне определены функции и полномочия каждого из субъектов волонтёрства;
  • не урегулированы отношения в области осуществления волонтёрства между институтами гражданского общества, с одной стороны, и органами государственной власти и управления, муниципальными органами, с другой;
  • не урегулированы отношения при осуществлении деятельности волонтеров между организаторами деятельности волонтеров, волонтерами, с одной стороны, и третьими лицами, с другой;
  • не установлены меры ответственности должностных лиц органов государственной власти и управления, муниципальных органов за препятствие или противодействие волонтерству;
  • не установлены меры ответственности организаторов деятельности волонтеров, волонтеров за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров;
  • не установлены меры ответственности организаторов в части нарушения соглашений с волонтерами, необеспечения безопасных условий деятельности волонтеров и т.д.
Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод о том, что в России назрела необходимость принятия одного, хорошо структурированного, четкого в определениях закона, коим и призван быть законопроект «О волонтерстве». Принятие закона «О волонтерстве» на федеральном уровне позволит установить единые принципы и стандарты организации и осуществления волонтерства для всех российских регионов и муниципальных образований. Таким образом, на современном этапе разработка нового Федерального закона «О волонтерстве», интегрирующего нормы действующих законодательных актов, а также включающего дополнительный массив законодательных положений, является своевременной и востребованной.
Меры ответственности организаторов в части нарушения соглашений с волонтёрами? Урегулирование отношений между волонтерами и теми, кому они помогают? Ох, ребята. Этот пункт без комментариев. Пора подвести

Итоги

Итак, в итоге мы имеем всего пару пунктов, к которым я могу выразить однозначное отношение.

  1. Авторы законопроекта считают, что волонтёрскую деятельность пора регламентировать законодательно, чтобы волонтёры более лучше эффективнее выполняли свою работу и чтобы не было проблем ни у кого ни с чем. Я с этой позицией согласиться могу лишь отчасти, а в какой части, расскажу в пункте «Встречные предложения»
  2. Авторы законопроекта считают, что, если у волонтёров есть организатор, то он должен быть юридическим лицом, и каждый волонтёр с этим лицом должен заключить договор в письменной форме, и прописать там много всего. К примеру, как долго он будет волонтёром, оплатит ли ему организатор проезд/проживание/питание и прочее, что может понадобиться волонтёру. Также в этом договоре должна быть прописана ответственность за неисполнение договора. Я с этой позицией согласиться никак не могу, и считаю такую позицию не просто не помогающей волонтёрству, а жутко меiающей ему. Я считаю такую позицию прямо-таки антиволонтёрской.

В этом, собственно, и все итоги. В середине этого феерического текста были здравые слова об ответственности местных властей за препятствование волонтёрской деятельности, но в итоге ни в какой законодательной форме такая ответственность в этом законопроекте прописана не была.

Единственное, что можно смело и чётко вычитать из этих семи страниц – так это то, что авторы законопроекта хотят, чтобы любой организатор волонтёров стал юридическим лицом, с которым волонтёры будут заключать письменный договор. Я считаю, что авторы законопроекта не въезжают в самую суть волонтёрства, а оттого у них возникают такие антиволонтёрские идеи.

Встречные предложения

Взамен этого законопроекта предлагаю законодательно оформить ответственность органов власти за препятствование волотёрской деятельности. Вот это была бы грамотная законодательная инициатива.

Помимо этого, в тех же комментариях у Пономарёва я нашёл некое толковое обоснование этого закона. Николай Гулин (gulin_nik):


<…> Например у Вас есть работа которую вы любите и не хотите менять, но так же у вас есть определенная гражданская позиция. Данный документ нужен для таких вещей например как:
  1. Официальное обучение волонтеров действиям в случае ГО и ЧС (профессиональная подготовка)
  2. Получение документов от МЧС о владении навыками устранения последствий ЧС
  3. Возможность официальных командировок в районы ЧС в случае надобности.
В принципе это основные параметры необходимые в законе. Они предназначены как для юридической защиты, так и для финансовой защиты волонтеров.

Эти мысли тоже представляются мне здравыми. Другое дело, что о них в законопроекте ни слова.

Итак, если общественная палата или кто-либо решится всё-таки протаскивать этот законопроект в Думу, то его неплохо было бы почти полностью переписать, и начать не с сути, а с задач. Вот они:

  1. Законодательно оформить ответственность органов власти за препятствование волотёрской деятельности;
  2. Законодательно оформить возможность официальных командировок в районы ЧС в случае надобности;
  3. Законодательно оформить возможность официальной профессиональной подготовки волонтёров для действий в условиях ЧС.

На этом пока всё.